Александр Алексеевич Алексеев

Александр Алексеевич Алексеев — человек удивительной судьбы и поразительного таланта. Изобретатель игольчатого экрана, автор прекрасных мульфильмов и создатель изумительных иллюстраций к книгам Пушкина, Достоевского, Гоголя, Гофмана, Эдгара По, Толстого, Пастернака.

Он родился в 1901 году в Казани, его отец служил военным атташе и детство Александр Алексеевич провел в Константинополе. После загадочной гибели отца он с двумя старшими братьями и матерью вернулся в Петербург, поселившись в Гатчине.

Учился в Санкт-Петербургском кадетском корпусе. С началом революции был вынужден уехать в Уфу, где поступил в школу изобразительных искусств Давида Бурлюка.

Гражданская война не позволила ему надолго там задержаться. Он добрался до Владивостока, где служил гардемарином. Но благодаря очередному витку судьбы его военная карьера не сложилась и он устремился дальше, через Китай и Японию, в Париж, где планировал стать художником.

Там он познакомился с Сергеем Судейкиным, оценившим талант Алексеева и вскоре он стал работать оформителем в русских театрах. Уже в конце 20-х годов в Париже был издан ряд книг Пушкина, Достоевского, Гоголя, Гофмана, Эдгара По с его иллюстрациями, выполненными в сложнейших техниках акватинты, литографии, офорта. В 1928 году Александр Бенуа писал одному из своих знакомых в СССР, рассказывая о последних новинках парижского книжного рынка: «Сказать, кстати, сколько здесь вкусных книжек — и, увы, они все недоступны нам. Среди них один русский — Алексеев, изумительно иллюстрировавший “Записки сумасшедшего”».

В 1931 г. Алексеев создал игольчатый экран.

Он представлял собой «…экранную плоскость из мягкого материала, пронизанную несколькими тысячами иголок, выступавших при надавливании и повторявших форму предмета. К тому же экран высвечивался боковым светом, а источники света менялись и двигались. В результате богатая светотень, отражение игл и, соответственно, разных графических плоскостей, в зависимости от степени и формы их выдвижения, предоставляли художнику много возможностей. Только от постановки света, — так, чтобы тени от игл шли по экрану, или так, чтобы источник света был почти перпендикулярно от камеры — возникали совершенно разные эффекты». (Самин Д. «Самые знаменитые эмигранты России») Первый экран весил семьдесят килограммов. Чтобы его сделать, Алексееву понадобился чемодан иголок. Французские продавщицы говорили о сумасшедших русских, скупивших все иголки в парижских магазина.

1,5 года ему понадобилось, чтобы снять первый анимационный фильм, принесший ему мировую славу — «Ночь на Лысой горе» (1933).

В 1935 г. была снята «Спящая красавица».

В 1940 г. Алексеев уехал в США, откуда вернулся после окончания Второй мировой войны. В Америке он создал фильм «Мимоходом» по заказу национального комитета Канады по мотивам французских народных песен.